первый русскоязычный ресурс, посвященный космолифту ®
        До старта лифта, намеченного
 на 12 апреля 2018 года, осталось:
       
 главная                             
   новости                             
   FAQ: чаво? космолифт?   
\  теоретическая база         
   галерея концептов          
   download                           
   НФ-библиотека                 
   интернет-ресурсы            
   форум                                
   кто нам нужен?                
       
 
Наши коллеги по Лифту:

http://liftwatch.org
http://isr.us
http://liftport.com

http://spaceelevator.com      
 

     Вступите в Клуб Космического Лифта! Ваше имя попадет в анналы, едва Вы заполните эту форму:

ФИО*
E-mail:*
Страна*

* обязательны для заполнения

   

Rambler's Top100
 
 
 
 
 
   Теоретическая база: хронологии

Хронология рождения идеи космического лифта
© Антон Первушин, 2003

Часть втория. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ
(XIX - первая половина ХХ века)

1. 1888 год: СОЕДИНЕНИЕ ЗЕМЛИ С ЛУНОЙ ПРИ ПОМОЩИ ТРУБЫ.

Французский романист Андрэ Лори в своем романе «Изгнанники земли» (Les exiles de la terre) описывает один из проектов устройства сообщения с луною, предложенный членами «Лунной Компании». По этому проекту предполагалось построить чугунную трубу, которая, опираясь на землю, продолжалась бы до луны. Автор сам осмеивает этот проект. Не говоря уже о конструктивной невозможности постройки такой трубы и необходимости в переменной ее длине вследствие переменного рас­стояния луны от земли, одно ее осуществле­ние потребовало бы 3.600.000 лет. Кроме того, возникли бы непреодолимые труд­ности в работе среди межпланетного про­странства в его холоде при отсутствии воздуха. Взамен этого, автор предлагает другой проект, описанный в следующей книге (приближение луны к земле при по­мощи магнита).

(Источник: Н.А.Рынин «Межпланетные сообщения: Мечты, легенды и первые фантазии»)


2. 1890 год: ПУТЕШЕСТВИЕ МЮНХГАУЗЕНА НА ЛУНУ

Пчелиный пастух и медведи

Но ни сила, ни храбрость не спасли меня от страшной беды.

Однажды во время боя турки окружили меня, и, хотя я бился, как тигр, я все же попал к ним в плен.

Они связали меня и продали в рабство.

Для меня начались черные дни. Правда, работу мне давали нетрудную, но довольно скучную и надоедливую: меня назначили пчелиным пастухом. Каждое утро я должен был выгонять султановых пчел на лужайку, пасти их весь день, а вечером загонять обратно в ульи.

Вначале все шло хорошо, но вот как-то раз, пересчитав своих пчел, я заметил, что одной не хватает.

Я отправился искать ее и скоро увидел, что на нее напали два огромных медведя, которые, очевидно, хотели разорвать ее надвое и полакомиться ее сладким медом.

У меня не было с собой никакого оружия — только маленький серебряный топорик.

Я размахнулся и запустил этим топориком в жадных зверей, чтобы испугать их и освободить бедную пчелку. Медведи бросились бежать, и пчелка была спасена. Но, к несчастью, я не рассчитал размаха своей могучей руки и швырнул топорик с такой силой, что он залетел на Луну. Да, на Луну. Вы качаете головой и смеетесь, а мне в ту пору было не до смеха.

Я задумался. Что же мне делать? Где достать такую длинную лестницу, чтобы добраться до самой Луны?


Первое путешествие на луну

 К счастью, я вспомнил, что в Турции есть такой огородный овощ, который растет очень быстро и порою дорастает до самого неба.

Это — турецкие бобы. Ни минуты не медля, я посадил в землю один из таких бобов, и он тотчас же начал расти.

Он рос все выше и выше и вскоре дотянулся до Луны!

— Ура! — воскликнул я и полез по стеблю вверх.

Через час я очутился на Луне.

Нелегко мне было найти на Луне серебряный свой топорик. Луна серебряная, и топорик серебряный — серебра на серебре не видно. Но в конце концов я все же отыскал мой топорик на куче гнилой соломы.

Я с радостью засунул его за пояс и хотел спуститься вниз на Землю.

Но не тут-то было: солнце высушило мой бобовый стебелек и он рассыпался на мелкие части!

Увидя это, я чуть не заплакал от горя.

Что делать? Что делать? Неужели мне никогда не вернуться на Землю?

Неужели я так и останусь всю жизнь на этой постылой Луне? О нет! Ни за что! Я подбежал к соломе и начал вить из нее веревку. Веревка вышла недлинная, но что за беда! Я начал спускаться по ней. Одной рукой я скользил по веревке, а другой держал топорик.

Но скоро веревка кончилась, и я повис в воздухе, между небом и землей. Это было ужасно, но я не растерялся. Недолго думая, я схватил топорик и, крепко взявшись за нижний конец веревки, отрубил ее верхний конец и привязал его к нижнему. Это дало мне возможность спуститься ниже к Земле.

Но все же до Земли было далеко. Много раз приходилось мне отрубать верхнюю половину веревки и привязывать ее к нижней. Наконец я спустился так низко, что мог рассмотреть городские дома и дворцы. До Земли оставалось всего три или четыре мили.

И вдруг — о ужас! — веревка оборвалась. Я грохнулся наземь с такой силой, что пробил яму глубиною по крайней мере в полмили.

Придя в себя, я долго не знал, как мне выкарабкаться из этой глубокой ямы. Целый день я не ел, не пил, а все думал и думал. И наконец додумался: выкопал ногтями ступеньки и по этой лестнице выбрался на поверхность земли.

О, Мюнхгаузен нигде не пропадет!

(Источник: Р.Э.Распэ «Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги Барона Мюнхгаузена»)


3. 1897 год: АБАРИЧЕСКИЙ ЛИФТ ЛАССВИЦА

Немецкий романист Курт Лассвиц в своем романе «На двух планетах», появившемся в русском переводе в 1925 г., дает в романической форме организацию сообщения на особых кораблях между Землею и Марсом, основанном на применении «диабарического» вещества, которое парализует влияние силы или «лучей» тяготения, пропуская их через себя, не задерживая.

В романе имеется ряд интересных подробностей относительно устройства и полета кораблей, оборудования станций, ощущений в полете и т.п. Ниже мы приводим описание этих подробностей, пользуясь упомянутым русским переводом. <...>

1. Земная станция марсиан на Северном полюсе.

В качестве опорных баз своей колонизаторской деятельности на Земле, марсиане избрали оба земных полюса, так как они защищены вечным ледяным покровом от посещения людей. Кроме того, полюсы, не участвуя в суточном вращении вокруг оси планеты, являются исключительно удобными наблюдательными пунктами за движением кораблей и светил в мировом пространстве.

Станция на Северном полюсе имела следующее устройство: там был устроен искусственный круглый остров, в середине которого находилось цилиндрическое отверстие, диаметром около 100 м, обнесенное стеной. По периферии острова установлены, на равных расстояниях друг от друга, 144 столба, от вершин которых к центру острова шла сеть металлических проволок. Почва острова была раскрашена и воспроизводила подобие очертаний северного полушария. Весь остров представлял из себя огромный плот, на котором находились гигантские электромагниты. На острове были устроены для марсиан помещения, по большей части находившиеся под водой, внутри которых атмосферное давление и степень тяготения были доведены до тех, которые имели место на Марсе.

2. Кольцевая станция над Северным полюсом.

Прямо по направлению земной оси, на расстоянии радиуса земного шара от поверхности Земли, т. е. на высоте 6356  км, парило в пространстве необычайное сооружение — кольцеобразное тело, напоминающее гигантское колесо, плоскость которого была параллельна горизонту полюса. Это кольцо в ширину имело 50 м, внутренний диаметр его равнялся двадцати метрам, так что полный его диаметр был 120 м. Кроме того, подобно Сатурну, оно было опоясано тонкими широкими кольцами, поперечник которых достигал 300 м. Они представляли систему маховых колес, вращавшихся без трения с большою скоростью вокруг внутреннего кольца и поддерживающих его плоскость в положении, перпендикулярном к земной оси.

Внутреннее кольцо походило на трехэтажное кольцевое строение, высотою около 15 м. Внутри кольца, в среднем его этаже, была протянута густая сеть проволок, решеток и колеблющихся зеркал.

Кольцо, несомненно, испытывало притяжение Земли и, если бы оно было предоставлено самому себе, оно рухнуло бы на остров, лежащий у полюса; но как раз с этого острова на него действовала отталкивающая сила, которая держала его в равновесии над полюсом, на расстоянии, равном радиусу Земли. Источником этой силы было само Солнце, энергию которого так блистательно сумели использовать наука и техника.

Находясь на такой высоте над полюсом, кольцо подвергалось непрерывному влиянию солнечных лучей. Энергия, излучаемая солнцем, принималась и накоплялась здесь при помощи бесчисленного множества плоских зеркал, расположенных как на самом кольце, так и на поверхности маховых колес. На земле люди воспринимают солнечную энергию почти исключительно в виде тепла и света; но здесь, в пустом мировом пространстве, обнаружилось, что Солнце испускает неизмеримо большее богатство энергии, в частности, оно посылает волны очень большой длины, как, например, электрические, а также волны куда более короткие, чем световые. Здесь эта многообразная, обычно неиспользованная, энергия копилась и, при помощи отражений, передавалась на остров у полюса. Там совокупность ее лучей, непосредственно воспринимаемых самим островом, представляла исключительно большой запас энергии, дававшей возможность производить грандиозные работы.

Это кольцо, в сущности, являлось только средством, преследующим совершенно особую цель. Во-первых, оно представляло наблюдательный пункт, расположенный вне атмосферы; во-вторых, это была станция, предназначенная для того, чтобы уничтожать силу тяготения в пространстве, отделяющем это кольцо от Земли. Пространство между внутренним отверстием кольца и находящимся на острове углублением, а именно цилиндр, ось которого совпадала с осью Земли, являлось «абарическим полем», т.е. областью, где не действовала сила тяготения. Все тела, очутившиеся в этом цилиндрическом пространстве, не притягивались Землей. Абарическое поле воздействовало на окружающую его среду так, что все предметы, в нее попадающие, неудержимо уносились к нему.

Такое поле, где не действовала сила земного тяготения, могло существовать благодаря другой, противоположной ей силе, ее уравновешивающей. Жители полюса умели извлекать силу тяготения из химически действующих тепловых и световых лучей. Для этой цели лучи направлялись во внутреннюю часть кольца и поступали в «генератор тяготения». Это был аппарат, превращавший тепловую энергию в тяготение. Второй такой же аппарат находился в центральном углублении острова.

Для сообщения между островом и кольцом, вверх и вниз по абарическому полю, передвигалась вагонетка. Трудность задачи инженеров обоих конечных станций заключалась в таком регулировании силы тяготения, которое давало бы возможность в любой момент, и с желаемой скоростью, притягивать вагонетку к острову или кольцу.

По внешним признакам, абарическое поле почти ничем не отличается от окружающей его среды; его можно было узнать лишь по восходящему воздушному течению и по вызываемому им боковому притоку воздуха. Но, при малом диаметре поля, количество восходящего воздуха было так незначительно, что ни облачности, ни тумана там не возникало; к тому же с кольца и с острова шло такое сильное излучение, что водяные пары, едва сгустившись, тотчас же снова переходили в газообразное состояние.

На станциях имелись дифференциальные бароскопы, стрелка которых точно указывала место, в котором в данный момент находилась вагонетка. При помощи соответствующего прибора, чиновник регулировал ее движения и, при подходе к станции, она принималась выдвижной сеткой.

На здании кольца была надпись: «Внешняя станция Земли». На одной из дверей ее было написано «Отправление на Марс».

3. Диабаричность.

Марсианам удалось разгадать тайну тяготения, а это повлекло за собой непредвиденный оборот в технике и дало им господство над всей Солнечной системой. <...>

4. Движение вагонетки между Землю и кольцом.

Вот как Лассвиц описывает путешествие пассажиров в вагонетке:

«Чиновник запер вагонетку, подняв спускную дверь, через которую только что вошли путешественники, отправляющиеся с Земли на кольцо. Как только вагонетка была заперта, раздался сигнал. Марсиане быстро разошлись по узким боковым отделениям, находящимся вдоль стен.

Чтобы не упасть во время движения вагонетки, им надо было вставить ноги в отверстия особых подставок, приделанных к полу, обеими руками крепко ухватиться за скобки боковых стенок, спиною прислониться к обитой чем - то мягким стене, а голову всунуть в углубление между подушками.

Раздался еще сигнал; свет настолько ослаб, что можно было видеть лишь те места, где висели лампочки.

Затем послышался глухой треск. Пассажиры получили легкий толчок и сразу почувствовали себя точно прикованными к полу. Это происходило потому, что под вагонетку был подведен резервуар с сильно сжатым воздухом; в момент разряда вагонетка была подброшена и устремилась вверх по абарическому полю со скоростью 30 м в секунду. Сила тяготения в поле уже не действовала. До этого момента внутри вагонетки господствовало обычное для марсиан тяготение, теперь же оно было совершенно уничтожено.

Чувство, охватившее людей, нельзя было назвать ни неприятным, ни очень сильным, — но оно походило на то ощущение, которое бывает в ванне, с тою только разницей, что воды вокруг не чувствовалось; с ним можно было довольно быстро свыкнуться, — замечался только легкий прилив крови к голове. Лампы снова засветились, и несколько мужчин осторожно вышли из своих отделений. Им нравилось чувствовать себя совершенно невесомыми. Три марсианки, взявшись за руки, витали вокруг комнаты в грациозном танце, отталкиваясь ловкими движениями то от пола, то от стен. В своих развевающихся шарфах, они напоминали сказочных эльфов, ведущих воздушные хороводы в лунную ночь...»

Но вот снова раздался сигнал, и все разбежались по своим отделениям. Вслед за этим погасли лампы, за исключением одной, тускло мерцавшей как раз посреди комнаты; но ее свет был так слаб, что окружающие предметы оставались в полном мраке. До сих пор сила земного тяготения была нейтрализована, и вагонетка в течение шести минут равномерно поднималась исключительно под влиянием полученного толчка, достигнув высоты около 10 км. Здесь воздух уже достаточно разрежен, и подъем мог быть ускорен. Теперь в поле преобладает сила «противотяготения», и вагонетка начинает «падать вверх» — к кольцу.

Действительно, пассажиры начали чувствовать, что как будто пол начал ускользать из-под их ног, так как он теперь стал уже обращенным к кольцу, а ускорение движения возросло. Снова стало светло, и пассажиры, покинув свои отделения, стали передвигаться в вагонетке. Приблизительно через полчаса после отбытия с Земли, путешественники, по сигналу, снова должны были вернуться на свои места. Вагонетка достигла теперь наибольшей скорости, и значительная часть пути была уже пройдена. Пора было позаботиться об уменьшении скорости и о регулировании ее для того, чтобы летательный аппарат остановился как раз внутри кольца. Для этого снова было восстановлено земное тяготение. Но здесь, на этой высоте, оно не обладало такой силой, как на полюсе и, приблизительно, соответствовало обычным марсианским условиям; на кольце же оно было вчетверо слабее, чем на земной поверхности. Летательный аппарат напоминал теперь тело, которое было с большой силой брошено кверху и теперь, с убывающей скоростью, приближалось к высшей точке своего пути. Соответственно изменению силы, действовавшей в абарическом поле, пол вагонетки должен был вторично повернуться в сторону Земли, и вот этого — то поворота напряженно ждали путешественники, стоя в своих отделениях. Как только этот поворот совершился, они снова смогли, и на этот раз, вплоть до прибытия на кольцо, свободно двигаться по вагонетке.

Летательный аппарат так плавно подходил к кольцу, что почти незаметно было, когда он остановился. Дверь в полу распахнулась, часть путешественников вступила в среднюю галерею кольца, — другая — в нижнюю, которая окружала кольцо с внешней стороны и часть — в верхнюю.

Вдоль всей нижней галереи тянулся выступ, напоминающий балкон, и, казалось, что оттуда можно непосредственно наслаждаться простором; в действительности же совершенно прозрачная внешняя стена отделяла зрителей от безвоздушного мирового пространства. Та часть галереи, в которой находились некоторые путешественники, не была обращена к Солнцу, и кольцо, находящееся над нею, всей шириной своей заслоняло от них солнечные лучи, несмотря на то, что Солнце стояло очень низко. Их окружал таинственный сумрак, только один край галереи слабо освещался Луной, а на потолке над ними, мерцал отраженный свет Земли...

Подобно кольцу над Землей, была устроена станция и над Марсом, расположенная на оси планеты, на расстоянии 3 390 км над южным полюсом. Для передачи сообщений между кольцом и Землей, пользовались световыми лучами и посылали не только телеграммы, но могли, с помощью световых лучей, сообщаться и по телефону. Электромагнитные колебания телефона обращались в фотохимические и в таком виде тотчас воспринимались аппаратом другой станции».

(Источник: Н.А.Рынин «Межпланетные сообщения: Космические корабли»)


4. 1924 год: КОСМИЧЕСКИЙ МОСТ ГОНЧАРОВА

Виктор Гончаров в своем фантастическом романе «Межпланетный путешественник» (1924 г.) описывает следующий способ, при помощи которого были изменены движения Земли, Венеры и Луны с целью: 1) удержать Луну от приближения к Земле, что происходило благодаря увеличению массы Земли от падения метеоритов; 2) обеспечить Земле нормальный состав воздуха, обедневшего кислородом, благодаря горению падавших на нее метеоритов; для этого решено было перекачать на землю воздух с Венеры; 3) сохранить земным суткам их обычную протяженность. Благодаря же увеличению массы Земли она начала вращаться медленнее, и ее сутки стали длиннее.

Для этого внутри Земли и Венеры от полюса к полюсу была вста­влена механическая ось. Концы осей обеих планет были соединены механическими скобами с заключенными внутри трубами, по которым воздух перегонялся с Венеры на Землю. Скобы же связали обе планеты в одно целое. На осях были поставлены гигантские часовые механизмы, вращавшие обе планеты с механической точностью так, что сутки каждой из них стали равняться 24 часам. Что же касается до Луны, то сначала ее соединили вышеописанным способом с Венерой, а затем по частям всю ее массу перевезли на Венеру.

(Источник: Н.А.Рынин «Межпланетные сообщения: Лучистая энергия в фантазиях романистов и в проектах ученых»)

Разрешение на публикацию отдельной главы из книги получено у самого автора.

 
   
 
    © Космический Лифт, 2004-2006
        spacelift©mirfan.ru (© - вместо @)
 
В космос - вверх! На Землю - вниз!.. Космолифтовый девиз :)           С уважением, команда "КЛ".
© Идея проекта: Дмитрий Тарабанов, 2004-2006. © Дизайн: AS Union, 2004. Хостинг: Gondor.ru.
Сайт оптимизирован под разрешение 1024x768. При цитировании ссылка обязательна.