первый русскоязычный ресурс, посвященный космолифту ®
        До старта лифта, намеченного
 на 12 апреля 2018 года, осталось:
       
 главная                             
   новости                             
   FAQ: чаво? космолифт?   
\  теоретическая база         
   галерея концептов          
   download                           
   НФ-библиотека                 
   интернет-ресурсы            
   форум                                
   кто нам нужен?                
       
 
Наши коллеги по Лифту:

http://liftwatch.org
http://isr.us
http://liftport.com

http://spaceelevator.com      
 

     Вступите в Клуб Космического Лифта! Ваше имя попадет в анналы, едва Вы заполните эту форму:

ФИО*
E-mail:*
Страна*

* обязательны для заполнения

   

Rambler's Top100
 
 
 
 
 
   Теоретическая база: гении мысли

"В космос — на электровозе"
«Комсомольская правда» (Воскресное приложение) от 31июля 1960 года
© Юрий Арцутанов, 1960



НЕ ОДИН день, даже не один месяц занимает подготовка космического прыжка современной ракеты. Да, конечно, это первые шаги, которые делает человек за пределы своей планеты. Но ведь и будущем не изменятся принципиально конструкции ракет, и в будущем первый этап полета космического лайнера будет сопровождаться яростной работой перенапряженного двигателя, гигантским расходом топлива, перегрузкой пассажиров от ускорения, которое должно быть максимальным, чтобы быстрее вырваться из пут земного тяготения. Полет в Космос с помощью ракеты никогда не будет подобен прогулке на катере или поездке на трамвае.

Но единственный ли это способ для космических перелетов? Нет ли других путей  в межпланетное пространство?

Один из таких способов уже обсуждался на страницах научной печати. Это создание невесомых так называемых антигравитационных кораблей, не подверженных действию силы тяжести. Но даже самые активные сторонники таких кораблей не убеждены в возможности их создании. Слишком мало еще знаем мы о самой сущности природы тяготения.

Бесспорно, ракета еще долгие годы будет средством покорения Космоса. Пока мы не знаем иных принципов движения в безвоздушном пространства, кроме принципа реактивного движения. Но нельзя ли облегчить ракетам их задачу? Сделать их в будущем легче, надежнее, дешевле? Существует много проектов создания внеземных космических портов, у звездных причалов которых «швартуются» и межпланетные гиганты и ракетопланы, «местных линий»: космопорт — Земля. Хочется предложить еще один проект такой станции, непосредственно связанной с Землей. Осуществление этого проекта может сделать поездку в космическое пространство лишь немногим более сложной, чем сегодня поездка из Москвы до Можайска на пригородной электричке...

Возьмите кусочек шпагата и привяжите к нему камень. Начните вращать эту примитивную пращу. Под влиянием центробежной силы камень будет стремиться оторваться и туго натянет веревку.

Ну, а что будет, если такую «веревку» укрепить на земном экваторе и, протянув далеко в Космос, «подвесить» на ней соответствующий груз? Расчеты показывают (их может произвести каждый учащийся старших классов средней школы), что если «веревка» будет достаточно длинной, то центробежная сила будет так же растягивать ее, не давая упасть на Землю, как камень натягивает наш шпагат. Ведь сила притяжения Земли уменьшается пропорционально квадрату расстояния, а центробежная сила растет с увеличением расстояния. И уже на высоте около 42 тысяч километров центробежная сила оказывается равной силе тяжести.

Вот, оказывается, какой длинной должна быть наша «веревка» в Космос — пятьдесят, а то и шестьдесят тысяч километров! Да и «груз» к ней должен быть подвешен немаленький — ведь центробежная сила должна уравновесить вес каната длиной почти в 40 тысяч километров! Но если это будет сделано, возникнет прямая канатная дорога с Земли в Космос!

Можно уже сегодня представить себе и некоторые подробности устройства нашей «космической канатной дороги». Прежде всего она состоит не из одной нити, а из целой пряди их, идущих параллельно и соединенных между собой поперечными лямками. Это сделано для защиты от метеоров, которые легко могут перебить одиночную нить. Во-вторых, эти нити будут иметь разную толщину в разных местах. Минимальной их толщина будет у поверхности Земли, максимальной — в той точке, где центробежная сила уравновешивает силу тяжести: это для того, чтобы растягивающее напряжение было всюду одинаковым. В-третьих, нити не будут однородными. Вероятно, в их сеть будут вплетены металлические провода для передачи электроэнергии. Вероятно, будут и такие нити, по которым смогут двигаться космические электропоезда...

Спокойно, не спеша и не суетясь, займут пассажиры места в герметичных вагонах такого поезда. Ведь »то не космическая ракета, взлет которой рассчитывается до долей секунды. Электровоз даст последний гудок, медленно наберет скорость и помчится в переплетении ажурных нитей вертикально вверх. Вот остался позади первый слой облаков. Все растет скорость движения... Позади и прозрачные стайки серебристых облаков — почти сотня километров отделяет поезд от Земли. Скорость все растет и растет: ведь уменьшатся сопротивление атмосферы. Сверкают на черном бархатом небе Космоса немигающие звезды.

Нет, не металлическими лапами переступает он по ступеням лестницы и не зубцами шестерен цепляется за выступы реек! Его движет бегущее электромагнитное поле. Он подобен снаряду электропушки — орудия, о котором в свое время много говорили, но из которого никогда не стреляли. Вот где нашел себе применение ее принцип действия!

П
ервая остановка — на расстоянии пяти тысяч километров от Земли. Здесь, недалеко от канатной дороги, расположена крупная гелиоэлектростанция. Ее гигантские зеркала, сделанные из тончайшей фольги, улавливают потоки солнечных лучей и преобразуют их энергию в электрический ток. Он-то и питает соленоид канатной дороги.

И снова вперед. Скорость — она нарастает медленно, почти незаметно — достигает гигантской величины: нескольких километров в секунду. И через несколько часов после плавного торможения новая остановка — в точке равновесия центробежной силы и силы тяжести.

Дальше электропоезд может не затрачивать на движение по канату никакой энергии — его будет отбрасывать от Земли центробежная сила.

Еще несколько часов пути — и электропоезд достигает крайнего пункте космической дороги. Позади, в 60 тысячах километров, наша родная Земля. А здесь расположен целый город с оранжереями, обсерваториями, гелиоэлектростанциями, мастерскими, складами горючего и взлетно-посадочными устройствами для межпланетных ракет. Нет, живущие здесь люди не оторваны от Земли. Они накрепко связаны с ней в самом прямом смысле нитью космической дороги...

Отправляющиеся со здешнего космодрома ракеты совсем не похожи на те, что, грохоча взрывами, взлетают с Земли. Ведь здесь они уже имеют космическую скорость, вместе с космодромом вращаясь вокруг Земли. Здесь нет тяготения, которое заставляет делать земные ракеты массивными и прочными. Здесь не нужны сверхмощные двигатели. Космические ракеты плавно покидают причальные сооружения и подходят к ним, похожие в своей неспешной неповоротливости на океанские суда...

Такой нам представляется сегодня эта космическая дорога.

Самое сложное в ее строительстве, вероятно, самое начало. Для этого надо будет забросить в равновесную зону искусственный спутник, на котором будет находиться в собранном виде первая нить — в минимальном сечении тоньше человеческого волоса. И то ее вес окажется около тысячи тонн. И с этого спутника надо будет спускать сразу два конца этой дороги: один — на Землю, другой — в космическое пространство.

Когда первая нить будет закреплена на Земле, используя ее как опору, можно пустить по ней автоматического «паука», который потянет вторую параллельную нить, затем третью, четвертую и т. д.

Космические канатные дороги можно создать и на некоторых других планетах и спутниках. Очень медленно вращается наша Луна, невелика поэтому центробежная сила, вызываемая ее вращением. Но ведь уже на расстоянии 57 тысяч километров от поверхности нашего вечного спутника сила притяжения Земли начинает превосходить силу лунного притяжения. Значит, укрепив канат в центре видимого лунного диска, протянув его в направлении к Земле на расстояние больше 57 тысяч километров и уравновесив соответствующим грузом, мы получим отличную лунную канатную дорогу. А построив эти две дороги, можно будет осуществлять переезд Земля — Луна почти без расходования топлива.

От Меркурия, который все время обращен одной стороной к Солнцу, легко «опустить» канат в сторону нашего центрального светила. Устроить канатную дорогу на Марсе значительно легче, чем на Земле — ведь его притяжение значительно меньше земного. Трудно сказать что-либо о загадочной Венере, период вращения которой определен весьма неточно. Вероятно, можно будет соорудить такие дороги и на многих спутниках крупных планет...

Но, конечно, все »то — дело далекого будущего. Чтобы осуществить его, надо преодолеть множество препятствий. Нет еще материала, прочность которого могла бы выдержать гигантский вес канатной дороги с Земли в Космос. Самые прочные пластмассы и стали в несколько раз слабее, чем требуется. Вот лунную канатную дорогу уже можно было бы построить — ведь для нее нужен значительно менее прочный материал.

Надо тщательно изучить и многие другие вопросы: влияние вибраций, поведение различных веществ под влиянием космического излучения и т. д.

Но наука и техника стремительно движутся вперед, и, может быть, еще в пределах нашего века начнется сооружение канатной дороги на небо.

(Ю. АРЦУТАНОВ, аспирант Ленинградского технологического института.)

Отсканировал и распознал Антон Первушин. Также к просмотру предложен оригинал в формате JPEG.

 
   
 
    © Космический Лифт, 2004-2006
        spacelift©mirfan.ru (© - вместо @)
 
В космос - вверх! На Землю - вниз!.. Космолифтовый девиз :)           С уважением, команда "КЛ".
© Идея проекта: Дмитрий Тарабанов, 2004-2006. © Дизайн: AS Union, 2004. Хостинг: Gondor.ru.
Сайт оптимизирован под разрешение 1024x768. При цитировании ссылка обязательна.